Обучение вайлдберриз бесплатно.
Импорт и маркетплейс

Бесплатный курс обучения вайлдберриз для менеджеров и начинающих продавцов.

Легализация параллельного импорта и Wildberries.

Для того чтобы понимать параллельный импорт, нужно понимать, что такое исчерпание прав на товарный знак.
Возьмём компанию Puma. Компания Puma произвела большую партию одежды. Она ввозит эту партию одежды на территорию Российской Федерации. ИП «Иванов Иван Иванович» покупает у компании Puma из этой партии 1000 единиц оптом.
Как только ИП «Иванов» купил 1000 единиц у компании Puma, он эти 1000 единиц можно спокойно реализовывать в своём личном магазине. Он может их продать Сидорову, может продать розничным покупателям и так далее. И никакие согласия от компании Puma ему здесь не нужны. Никакие лицензионные договоры для реализации ему не нужны.
Почему? Потому что как только компания Puma продаёт 1000 единиц ИП «Иванову», компания Puma исчерпывает свои права на товарный знак в отношении этого конкретного товара, в отношении этих 1000 единиц.
Вы каждый день в магазинах видите различные батончики и газировку достаточно известных брендов, но магазины, которые продают вам эти товары, не получают согласий от правообладателя. Почему? Как только товар поступает в оборот и идёт через цепочку поставщиков, права на товарный знак у самого правообладателя исчерпываются.
Почему же с марта и апреля в Российской Федерации заговорили о легализации параллельного импорта?
Зачем нужен параллельный импорт, если вы можете в Европе, например, купить у официального дилера какой-то товар (целую партию товара), самостоятельно ввести этот товар и реализовывать на территории Российской Федерации?
Ведь как только вы приобретёте этот товар в Европе, будет считаться что права на товарный знак исчерпаны.
Здесь для понимания сразу скажем, что параллельный импорт это возможность ввозить товар на территорию Российской Федерации параллельно с компанией-производителем, параллельно с официальными дилерами. То есть, без заключения какого-то лицензионного договора с теми кто держит права на товарный знак.
Зачем же параллельный импорт легализовали и зачем его понадобилось легализовать?
Дело в том, что до легализации параллельного импорта ввоз товара на территорию Российской Федерации рассматривался как отдельная операция, которая требует отдельного согласия правообладателя. То есть, исчерпание прав на товарный знак покрывает вашу возможность реализовывать товары на территории Российской Федерации, если вы в Российской Федерации купили этот товар.
Но исчерпание прав на товарный знак не покрывало провоз товара через границу. Поэтому до легализации параллельного импорта, если бы вы закупили партию товара в Европе и ввезли на территории Российской Федерации для последующей реализации этого товара, то такая партия признавалась бы контрафактом и ваш товар подлежал бы уничтожению. Даже несмотря на то, что он изначально произведён на официальной фабрике.
Что поменялось? С 19 февраля 2022 года действует перечень Минпромторга с товарами, которые разрешены для параллельного импорта. Если вы какой-то товар из этого перечня, в том числе партию товара, закупаете, например, в Европе и ввозите на территорию Российской Федерация, то такой товар не считается контрафактом.
Главное, чтобы вы не купили какую-то китайскую или иную подделку и не ввозили изначально контрафакт в Российскую Федерацию. В общем сегодня если товар находится в перечень Минпромторга, вам не нужно согласие правообладателя или какого-то официального дилера, чтобы этот товар на территорию РФ ввести. Поэтому импорт называется параллельным.
Вы параллельно действуете с производителем и параллельно действуете с дилером.
И теперь самое интересное. Вы когда покупаете товар за границей, вы покупаете конкретную партию. И если вы не покупаете контрафакт изначально, то интеллектуальная собственность правообладателя и права на товарный знак на эту конкретную партию исчерпаны. Вы ввозите товар на территорию Российской Федерации и в силу исчерпания прав на товарный знак можете реализовывать её любым третьим лицам на территории РФ.
Но крайне важно обратить внимание на момент, что права исчерпаны только на конкретную партию товара. Почему-то очень многие решили, что когда они ввозят товар на территорию Российской Федерации через параллельный импорт, они могут продавать этот товар на маркетплейсах, могут обклеить брендом правообладателя свой магазин, могут разместить этот бренд на своём официальном сайте и так далее.
Дорогие друзья, вы этого делать не можете.
Почему? Потому что права на товарный знак у правообладателя исчерпаны только в отношении конкретной партии товара. Но размещение чужого бренда на маркетплейсе это отдельная операция, которая требует согласия правообладателя и всегда его требовало. Как только вы ввозите товар на территорию Российской Федерации через параллельный импорт, автоматически у вас не появляется прав на размещение этого товарного знака на Wildberries, на Ozon, в карточках товаров, в названии, в описании и так далее.
Это же относится и к оклейке своего магазина. Это же относится к размещению бренда на своём сайте. Вы не можете этого делать. Для того чтобы продавать товар на маркетплейсе, разместить бренд на сайте, разместить бренд в магазине, нужно отдельное согласие правообладателя. И если вдруг вы не получите это согласие, то будет считаться, что на том же маркетплейсе вы реализуете контрафакт. Хотя изначально определённая партия товара, возможно, и была ввезена через параллельный импорт. Поэтому не удивляйтесь, если тот же Wildberries заблокирует вам карточки товара, когда увидит, что в этой карточке вы разместили чужой бренд.
Параллельный импорт без проблем позволяет вам ввезти товар на территорию РФ и продавать его, например, в своим офлайн-магазине или по каким-то внутренним каналам связи. Но онлайн-продажи практически всегда требуют размещения товарного знака правообладателя на каком-то сайте, например, на маркетплейсе или на каком-то личном сайте. И параллельный импорт эту операцию не легализует. Он лишь позволяет не признать контрафактом то, что вы ввезли на территорию РФ.
Пожалуйста, учитывайте это и не переоценивайте параллельный импорт. Потому что к нам уже обращалось большое количество поставщиков, прежде всего на маркетплейсах, у которых забанили карточки товаров и запретили реализацию легально ввезённого товара на маркетплейсах.
Made on
Tilda