Зачем же параллельный импорт легализовали и зачем его понадобилось легализовать?
Дело в том, что до легализации параллельного импорта ввоз товара на территорию Российской Федерации рассматривался как отдельная операция, которая требует отдельного согласия правообладателя. То есть, исчерпание прав на товарный знак покрывает вашу возможность реализовывать товары на территории Российской Федерации, если вы в Российской Федерации купили этот товар.
Но исчерпание прав на товарный знак не покрывало провоз товара через границу. Поэтому до легализации параллельного импорта, если бы вы закупили партию товара в Европе и ввезли на территории Российской Федерации для последующей реализации этого товара, то такая партия признавалась бы контрафактом и ваш товар подлежал бы уничтожению. Даже несмотря на то, что он изначально произведён на официальной фабрике.
Что поменялось? С 19 февраля 2022 года действует перечень Минпромторга с товарами, которые разрешены для параллельного импорта. Если вы какой-то товар из этого перечня, в том числе партию товара, закупаете, например, в Европе и ввозите на территорию Российской Федерация, то такой товар не считается контрафактом.
Главное, чтобы вы не купили какую-то китайскую или иную подделку и не ввозили изначально контрафакт в Российскую Федерацию. В общем сегодня если товар находится в перечень Минпромторга, вам не нужно согласие правообладателя или какого-то официального дилера, чтобы этот товар на территорию РФ ввести. Поэтому импорт называется параллельным.
Вы параллельно действуете с производителем и параллельно действуете с дилером.
И теперь самое интересное. Вы когда покупаете товар за границей, вы покупаете конкретную партию. И если вы не покупаете контрафакт изначально, то интеллектуальная собственность правообладателя и права на товарный знак на эту конкретную партию исчерпаны. Вы ввозите товар на территорию Российской Федерации и в силу исчерпания прав на товарный знак можете реализовывать её любым третьим лицам на территории РФ.
Но крайне важно обратить внимание на момент, что права исчерпаны только на конкретную партию товара. Почему-то очень многие решили, что когда они ввозят товар на территорию Российской Федерации через параллельный импорт, они могут продавать этот товар на маркетплейсах, могут обклеить брендом правообладателя свой магазин, могут разместить этот бренд на своём официальном сайте и так далее.
Дорогие друзья, вы этого делать не можете.
Почему? Потому что права на товарный знак у правообладателя исчерпаны только в отношении конкретной партии товара. Но размещение чужого бренда на маркетплейсе это отдельная операция, которая требует согласия правообладателя и всегда его требовало. Как только вы ввозите товар на территорию Российской Федерации через параллельный импорт, автоматически у вас не появляется прав на размещение этого товарного знака на Wildberries, на Ozon, в карточках товаров, в названии, в описании и так далее.
Это же относится и к оклейке своего магазина. Это же относится к размещению бренда на своём сайте. Вы не можете этого делать. Для того чтобы продавать товар на маркетплейсе, разместить бренд на сайте, разместить бренд в магазине, нужно отдельное согласие правообладателя. И если вдруг вы не получите это согласие, то будет считаться, что на том же маркетплейсе вы реализуете контрафакт. Хотя изначально определённая партия товара, возможно, и была ввезена через параллельный импорт. Поэтому не удивляйтесь, если тот же Wildberries заблокирует вам карточки товара, когда увидит, что в этой карточке вы разместили чужой бренд.
Параллельный импорт без проблем позволяет вам ввезти товар на территорию РФ и продавать его, например, в своим офлайн-магазине или по каким-то внутренним каналам связи. Но онлайн-продажи практически всегда требуют размещения товарного знака правообладателя на каком-то сайте, например, на маркетплейсе или на каком-то личном сайте. И параллельный импорт эту операцию не легализует. Он лишь позволяет не признать контрафактом то, что вы ввезли на территорию РФ.
Пожалуйста, учитывайте это и не переоценивайте параллельный импорт. Потому что к нам уже обращалось большое количество поставщиков, прежде всего на маркетплейсах, у которых забанили карточки товаров и запретили реализацию легально ввезённого товара на маркетплейсах.